(26 января 2016) В современном мире художники стараются привносить в искусство что-то новое, замысловатое, с неким вызовом. Однако, несмотря на то, что сегодня большой популярностью пользуется современное искусство, художники все чаще стараются вернуться к истокам классической живописи, вспоминая лучших мастеров, которые когда-либо восхищали нас своими шедеврами.
Достаточно вспомнить миниатюрную средневековую живопись, которая входит в сокровищницу мировой культуры. Миниатюры азербайджанских мастеров восхищали и восхищают истинных ценителей прекрасного неповторимым сочетанием ярких цветов.
Основное отличие азербайджанской школы живописи заключается в передаче нашими художниками национальных особенностей. Согласитесь, трудно отличить работы различных европейских художников, если не знаешь, кисти какого из них принадлежит та или иная картина. Полотна азербайджанских художников всегда отличались насыщенным колоритом, изображением древних построек, теперь еще и на фоне современных зданий, местных орнаментов и узоров.
Для того, чтобы разобраться в особенностях азербайджанской школы живописи, мы обратились к секретарю Союза художников, народному художнику Азербайджана, профессору Агали Ибрагимову.
По словам Агали муаллима, у каждого народа есть своя культура, которая выражается тысячелетиями в искусстве, музыке, поэзии. Важно, чтобы каждый народ развивал ее, исходя из корней. Художники и прочие деятели искусства должны знать свои корни.После того, как наша страна обрела независимость, живописцы получили возможность писать картины любых размеров, на любые темы. Однако молодежь всегда была настроена «революционно», говорит Агали муаллим. Раньше студенты больше интересовались европейской школой, теперь дела обстоят несколько иначе.
«Я считаю, то, что делают современные художники, каждый сможет сделать. Поэтому своим студентам я всегда говорю, что они могут интересоваться новаторством в искусстве, но сначала необходимо изучить классику. В то же время, конечно, европейская школа прекрасна, но не стоит повторять ее, подражать ей. Современное искусство будет постоянно меняться, может, со временем исчезнет вообще, но классика останется навсегда, это память будущего!», — считает мой собеседник.
По словам народного художника, одной из вершин азербайджанской живописи является миниатюра. Такие великие художники, как Гоген, Матиас, Моне всегда интересовались восточной миниатюрой, они восхищались этим искусством. Третьяков отправил Репина в Европу, чтобы тот приобрел для его коллекции новые картины. Репин посоветовал ему обратить внимание на восточные миниатюры, ибо они неповторимы. Вообще, во все времена художники мира пытались понять, как возможно такое сочетание ярких красок, какое можно видеть на миниатюрах. Моне с большим интересом изучал это искусство. Сегодня, отметил Ибрагимов, тоже есть художники, создающие миниатюры, но уже в современной интерпретации, как, например, Эльчин Асланов. Что касается развития классической азербайджанской живописи, то ее расцвет относится к середине XIX. В 20-е годы XX века в Баку открылась Художественная школа, заложившая основы большого количества мастеров изобразительного искусства. Именно в этой школе основным стилевым направлением было реалистическое, которое впоследствии оставалось ведущим на протяжении многих десятилетий. У истоков реалистической живописи стоял Бехруз Кенгерли. Большое значение для формирования азербайджанской школы живописи сыграл художник Азим Азимзаде.
«Особо выделяется так называемая эпоха «шестидесятников», когда азербайджанские художники отражали в своем творчестве трудовые будни народа. Возник интерес к большим станковым картинам и стенописи. Появилось особое направление, получившее название «суровый стиль». Самые яркие представители того периода — Таир Салахов, Тогрул Нариманбеков и другие», — отмечает Агали Ибрагимов.
Профессор рассказывает, что в нашей стране много великих и неповторимых художников, таких, как Ашраф Мурад, Тофик Джавадов и многие другие. «Несколько лет назад из Франции к нам приехал искусствовед Патрик Берсен. Он был поражен, увидев абшеронскую школу живописи 60-х гг. Патрик несколько раз приезжал сюда, каждый раз отбирая работы художников, которые потом выставлялись в Париже. Он выразил удивление, как при советском режиме можно было создавать такие картины», — вспоминает Агали Ибрагимов.
Сегодня все чаще азербайджанские художники обращаются к исторической тематике. В последнее время Министерство культуры проделывает большую работу по организации многочисленных конкурсных выставок. Эти выставки посвящены таким темам, как «20 января», «Ходжалы». Отрадно, что сегодня художники из Великобритании, Франции, Германии и других стран все чаще обращаются к теме трагедии в Ходжалы, к истории Азербайджана. По словам секретаря Союза художников, Министерство культуры предложило много интересных проектов, таких, как «Автопортрет», «Баку вчера, сегодня, завтра», «Батальные сцены» и другие. Подобные темы заставляют живописцев возвращаться к классике, чтобы написать картину правильно и реалистично, подчеркнул народный художник. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что в Баку кипит творческая жизнь. Мастера живописи не стоят на месте, постоянно работая над всевозможными арт-проектами, пробуя что-то новое, но при этом не забывая о неповторимой школе азербайджанской живописи.
Зулейха Исмайлова
Источник: http://news.day.az