(09 февраля 2016) Не секрет, что азербайджанская культура является коллективистской. В подобных культурах на первое место индивид ставит интересы семьи, клана, и уже потом — собственные. В то же время группа защищает своих членов, когда им что-то угрожает.
Основная группа, вокруг которой строится деятельность жизни азербайджанца, — его семья. По словам доктора философских наук по истории Бахмана Фазилоглу, семья занимает особое место в жизни наших соотечественников. Это видно по тому, что подготовка к созданию новой семьи порой начинается уже с рождения ребенка, например, девочкам собирают приданое.
По словам доктора философии по истории Хагигат Захидовой, предполагается, что формирование семейных образований на территории Азербайджана происходило уже в конце периода энеолита. Подобные предположения основываются на результатах раскопок. Информацию о семье в Азербайджане периода ранней бронзы можно получить из шумерских записей. В них отмечается, что для свержения правителя Ура Утухенгаля и освобождения из-под его власти кутиев и тириканов его обвинили в «Разлучении жены с мужем, родителей с детьми». Это свидетельствует о высокой роли, придаваемой семье на территории древней Месопотамии и Азербайджана. Древние кути считали семью священной.
Семейные традиции средневекового Азербайджана отражены в устном народном творчестве и произведениях классиков литературы. Сравнительный анализ работ позволяет предположить, что с тех пор семейно-бытовые традиции и обычаи мало изменились.
По словам доктора Захидовой, дети являются основной ценностью азербайджанской семьи. Скорейшее появление детей в молодой семье отражено в сказках и дастанах. В них часто упоминается свадьба длиною в сорок дней и сорок ночей, через девять месяцев, девять дней, девять часов и девять минут после которой молодая жена рожает сына-пехлевана (как вариант — солнце или луноликую прекрасную дочь). Герой эпоса «Деде Горгуд» Баяндур хан говорит: «Того, у кого нет ни сына, ни дочери, Аллах не любит, и мы не полюбим». Ребенок считался украшением дома, дом без детей сравнивали с мельницей без воды. Желая добра, говорили — «Пусть у тебя будет много детей», проклятием же считались слова — «Пусть твой род закончится на тебе», или «Оставайся одиноким, как сова».
Дети мужского пола особенно ценились. Завязывая невесте красную ленту на свадебном платье, говорили — «Пусть у тебя будет 7 сыновей и 1 дочь», при входе в дом мужа молодой супруге давали подержать на руках мальчика. Тому, кто сообщал отцу или деду весть о рождении мальчика, вручали подарок. В то же время к рождению девочки относились довольно равнодушно. Тот, у кого не было сына, считал себя несчастным человеком. Иногда если в семье рождались только девочки, их называли Гызбяс, Гызайыт, Гызетяр, Бястигыз, Бясти и т.п. Все эти имена означают одно — девочек достаточно. Об этом говорится в поэме Самеда Вургуна «Слово о колхознице Басти»:
«Мать, плача, назвала тебя «Басти»,
Что значит «баста», «хватит», «отпусти»».
В то же время рождение первенца становилось большим праздником вне зависимости от пола. В семье заранее готовились к появлению ребенка — шили одежду, постельное белье, готовили одеяла и матрасы, покупали колыбель. В знатных семьях было принято заказывать у мастеров богато украшенные колыбели.
Как отмечает доктор Захидова, большим праздником становился обряд имянаречения малыша. В некоторых регионах этот обряд проводили на седьмой день после рождения, в других — на десятый. Накрывали богатый стол, приглашались родственники и соседи. В правое ухо ребенку читался «азан», в левое — «икама», после этого малышу давали имя. Имена обычно выбирали из священного Корана. Наряду с именами пророков, халифов, имамов и их детей младенца так же называли в честь бабушек и дедушек. Кроме арабских имен детям так же давали имена, имеющие тюркское или персидское происхождение. Имена мальчиков обычно обозначали мужество, честность, бесстрашие, мудрость и другие положительные качества, девочек — мягкость, благородство, счастье и мудрость, а так же названия цветов, птиц и зверей.
Появление первого зуба у малыша так же становилось большим праздником, готовили хедий и раздавали его родственникам и соседям.
Воспитание детей начинается еще в колыбели с пеленания, кормления и игр. Насреддин Туси пишет: «Ребенка надо начинать воспитывать уже после отлучения от груди, когда его нрав еще не успел испортиться. Его необходимо приучать к дисциплине». В азербайджанских семьях детей с младых ногтей учат тому, что за столом не следует болтать, нельзя перебивать старших, повышать на них голос, особенно на пожилых, необходимо слушать старших, некрасиво ходить с руками в карманах или размахивать ими и т.п. Родители приучают ребенка есть только то, что добыто честным трудом, не завидовать, быть порядочным, не забывать об окружающих, помогать нуждающимся. Детям также прививалось уважение к пожилым, соседям, женщинам, любовь к труду.
Детей растили в уважении к родителям, через пример родителей они впитывали основные модели поведения.
Особую роль в азербайджанской семье играл отец. Хотелось бы привести любопытный эпизод из эпоса «Деде Горгуд»: Купцы увидели своего спасителя по правую руку от Бейбуры хана. Они подбежали и поцеловали его руки. Бейбура хан разгневался — негоже отдавать предпочтение сыну в присутствии отца, это считалось неуважением.
Уважительное отношение к отцу закреплено в азербайджанской культуре. Его прививала, в первую очередь мать, почтительно относясь к мужу. Когда отец заходил в комнату, мать с детьми вставали. Когда отец возвращался с работы, мать или одна из дочерей мыли ему ноги. Во время обеда никто не начинал есть до того, как отец не скажет «Бисмиллах» и не приступит к трапезе.
Уважение к матери так же занимало важную роль в жизни каждого азербайджанца. Муж советовался с ней по всем вопросам, касающимся семейных дел. Труд матери на благо детей, воистину, огромен. Насреддин Туси писал, что мать кормит ребенка, поощряет его совершать добрые дела и предостерегает от дурного. Мать так сильно любит детей, что готова отдать за них жизнь. Право матери называли правом Бога. Пророк Мухаммед (с.а.в.) лаконично обозначил вклад матерей в одной фразе: «Рай — под ногами матерей». Если сравнить права отца и матери, права отца находятся в духовной сфере, матери — в материальной. По этим причинам дети начинают раньше чувствовать материнскую заботу и проявляют к ней большую привязанность.
Важную роль также уделяли физическому и интеллектуальному развитию детей. Дети в ханских и бекских семьях учились стрелять из лука. Отцы брали их с собой на охоту. Мальчики с детства учились верховой езде. Девочки также занимались физическими упражнениями. Свидетельства о физическом развитии детей можно найти в таких произведениях, как «Деде Горгуд», «Шах Исмаил», «Мухаммед-Гюляндам» и других. По достижению 6-7-летнего возраста их отправляли к молле, дети из богатых семей учились в медресе, а также за границей.
Вся жизнь азербайджанца была посвящена заботе о семье и детях. Как отмечает доктор Фазилоглу, даже когда дети вырастали, родители старались помочь им при создании собственных семей и облегчить бытовые тяготы. Таким образом, человек мог всегда рассчитывать на помощь близких и не чувствовать себя одиноким.
Чинара Гулиева
Источник: http://news.day.az