(02 мая 2016) Роль предпринимательства в экономике трудно переоценить. Учитывая развитие предпринимательства в Азербайджане, можно сказать, что роль государства традиционно всегда была определяющей в стимулировании и регулировании предпринимательства.
Связь предпринимательства с деятельностью государственного аппарата четко прослеживается на всех этапах развития азербайджанской экономики. В свое время Гейдар Алиев заложил основу для формирования предпринимательской деятельности, выдвинул перед государственными органами, их руководством требование содействовать ее развитию.
Гейдар Алиев пришел к руководству страной в 1993 году, то есть спустя всего лишь пару лет после восстановления государственной независимости Азербайджана. Время до этого периода характеризуется хаосом и упадком, отсутствием макроэкономической стабильности, когда процесс либерализации сопровождался потерей ряда производственных отраслей, и соответственно, уменьшением ВВП в среднем в год на 13-20 процентов, ростом уровня безработицы, снижением денежных доходов населения с одновременным резким повышением цен в стране. Азербайджан тех лет оказался в зависимости от внешних заимствований, столкнулся с серьезным экономическим, политическим, финансово-кредитным кризисом. Естественно, при всем этом не стоит даже говорить о стабильности курса выпущенной в те годы в обращение национальной валюты — маната.
Перед руководством страны встал вопрос: как по возможности в сжатые сроки остановить резкое уменьшение производства, восстановить политическую стабильность, оживить экономику и придать стихийному функционированию рыночных элементов управляемый характер. Так в стране начались работы, нацеленные на закладку фундамента либерализации экономики, ликвидацию кризиса, стабилизацию инфляции, решение проблем бюджета, иностранных инвестиций, а также сложностей, вытекающих из финансово-кредитного дисбаланса. И поскольку, согласно принятой в 1992 году новой Конституции Азербайджанской Республики, была провозглашена частная собственность на землю и средства производства, то соответственно, одним из важнейших направлений последовательных и систематических экономических реформ в стране, начиная с 1995 года, стала приватизация государственной собственности и создание благоприятных условий для развития свободного предпринимательства.
Так, в нашей стране более 1350 тысяч гектаров земли было безвозмездно роздано фермерам, вместо колхозов и совхозов были созданы фермерские хозяйства. Отметим, что до сих пор во многих государствах бывшего СССР не проводилась земельная реформа, тогда как в Азербайджане этот процесс завершился в кратчайшие сроки. Земли были безвозмездно розданы их собственникам, что заложило основу развития аграрного сектора и предпринимательства на селе.
Как результат, начиная с 1996 года и до середины 2000-х, уровень инфляции в Азербайджане не поднимался выше 2-3 процентов [в 1994 году она составила 1763,5 процента], была прекращена практика финансирования дефицита бюджета, который сократился до 1-2 процентов ВВП. Таким образом, в 1996 году в стране установилась макроэкономическая стабильность. Начиная с 1997 года, стало возможным обеспечить динамическое экономическое развитие, так как темпы роста ВВП в 1996 году составляли 1,3 процента, в 1997 году — 5,8 процента.
Именно тогда, а если быть точнее 17 июня 1996 года, Гейдар Алиев подписал Указ «О приведении в порядок государственного контроля над производственной, финансово-кредитной деятельностью и деятельностью услуг, запрещении безосновательных проверок», и этот документ стал причиной серьезных изменений в сфере предпринимательства.
За счет подобных мероприятий экономика страны начала возрождаться. Общенациональным лидером были созданы все условия для развития свободного бизнеса в стране, в свое время были внесены изменения в законодательные акты, ликвидировано большинство лицензий, мешающих деятельности предпринимательства. Эта политика Гейдара Алиева очень скоро принесла положительные результаты. Были подписаны многомиллиардные контракты в нефтегазовой сфере. Зарубежные инвесторы стали вкладывать средства, наряду с энергетическим сектором, и в другие отрасли экономики страны. В свою очередь и азербайджанские бизнесмены также начали с уверенностью направлять средства в различные отрасли отечественной экономики.
Несомненно, в те годы без соответствующих государственных программ, принятых благодаря Гейдару Алиеву, добиться успеха в макроэкономическом развитии было бы невозможно. Поэтому в качестве официальной базы реализации экономической стратегии в стране был принят ряд концепций и программ крупномасштабной политики: Государственная программа по поддержке малого и среднего предпринимательства в Азербайджанской Республике (1997-2000 годы), Государственная программа по развитию малого и среднего предпринимательства (2002-2005 годы), Государственная программа по снижению бедности и экономическому развитию (2003-2005 годы). Появились также конкретные отраслевые программы.
Как известно, многоотраслевая экономика Азербайджана опирается на использование богатых и разнообразных месторождений полезных ископаемых. Помимо нефти и газа, в промышленное освоение вовлечены запасы железных, цинковых, молибденовых руд, каменной соли, буровых вод, содержащих йод и бром, гипса, известняка, битума, глины, мрамора и других полезных ископаемых, а также гидроэнергетические ресурсы.
В этой связи можно отметить Государственную программу по развитию машиностроительной индустрии в Азербайджане (2002-2005 годы). Если же учесть, что в целом Азербайджан — индустриально-аграрная республика, то важное значение сыграло и принятие Государственной программы по развитию аграрного сектора (2002-2006 годы). Именно она заложила основы того, что сегодня в Азербайджане разработана стратегия развития аграрного сектора до 2020 года, предусматривающая поощрение растениеводства, развитие животноводства, вопросы маркетинга реализации сельскохозяйственной продукции, а также охрану свободных земельных участков.
Сегодня задачей N1 является восстановление традиционных отраслей сельского хозяйства, что позволит вместе с ростом благосостояния населения еще более сократить зависимость экономики от нефти.
При этом в процессе развития сельского хозяйства уделялось большое внимание специализации отдельных регионов республики. Так, например, Лянкяранская зона, благодаря организации производства и поставок в крупные города страны ранних сортов овощей, получила название «Всесоюзный огород».
Сельскохозяйственное производство в Азербайджане постепенно специализировалось и районировалось. Это, наряду с проводимыми в тот же период работами по механизации и мелиорации, стало основным фактором, обеспечившим возрождение отрасли, поскольку до 1969 года сельское хозяйство в Азербайджане находилось в чрезвычайно отсталом состоянии. Азербайджанская ССР занимала во всесоюзном масштабе самые последние места в выполнении производственных планов в области растениеводства и животноводства, использования техники и поливного земледелия, по производительности труда и рентабельности.
Благодаря мерам, своевременно принятым еще во времена руководства страной Гейдаром Алиевым и успешно заложенному прочному фундаменту аграрного сектора, в этом году на территории Азербайджана удалось вспахать 944,6 тысячи гектаров земель, из которых 583 тысячи гектаров отведены под зерно, а 344,4 тысячи — под ячмень, что по сравнению с показателями позапрошлого года больше на 8,5 и 1,8 процента соответственно.
И, наконец, особого внимания заслуживает также принятая во времена Гейдара Алиева Государственная программа по развитию туризма в Азербайджанской Республике на 2002-2005 годы. Во многом благодаря ее успешной реализации в 2012 году нашу страну посетили 2,5 миллиона граждан иностранных государств. Азербайджан намерен довести число зарубежных туристов, посещающих страну, до пяти миллионов человек в год.
Отметим, что все эти документы в целом, а также успешное претворение в жизнь предусмотренных в них мер еще более повысили интерес зарубежных инвесторов к Азербайджану. За все годы независимости объем вложенных в экономику Азербайджана инвестиций превысил 220 миллиардов долларов. 51 процент из них составили иностранные инвестиции, а 56 процентов в 2015 году пришлось на внутренние вложения.
Со времени обретения Азербайджаном независимости 35 процентов от общего объема инвестиций было вложено в нефтегазовый сектор в рамках подписанных контрактов на разработку месторождений страны, что дает возможность сфокусироваться на развитии ненефтяного сектора экономики. До 2020 года ВВП Азербайджана претерпит серьезные изменения, роль ненефтяного сектора будет расти. Если сегодня на ненефтяной сектор приходится свыше 69 процентов всего ВВП, то к 2020 году, по прогнозам, этот показатель превысит 80 процентов, что означает конец зависимости Азербайджана от нефтяного сектора.
Новый этап
Сегодня в Азербайджане начался новый этап в развитии предпринимательства, которое превратилось в движущую силу экономики.
Это подтверждается документами и решениями, подписанными и принятыми за последние дни Президентом Ильхамом Алиевым. Пресечение случаев злоупотребления, вмешательства в предпринимательскую деятельность, обеспечение прозрачности, подписанные главой государства Указы для упрощения административных процедур в таможенной сфере, областях лицензирования, поощрения инвестиций можно расценить как революционные шаги, предпринятые для развития предпринимательства, которые приведут к коренным изменениям в развитии частного сектора.
В соответствии с Указом Президента Азербайджана от 19 октября прошлого года, сведено до минимума число лицензий, упрощены правила их выдачи, а услуги по выдаче лицензий министерства экономики отныне предоставляются через центры Службы «ASAN».
Другим Указом главы государства на два года в Азербайджане приостановлены [с первого ноября 2015 года] проверки предпринимательской деятельности. После этого решения были проведены лишь 44 проверки, в том числе 34 — в первом квартале 2016 года, тогда как в аналогичном периоде прошлого года было проведено более 19 тысяч проверок.
Таким образом, теперь любая государственная структура не сможет проводить проверки в любой частной компании. Наряду с этим документом, вносящим ясность в проверки и функции контроля, Президент Азербайджана также утвердил список проверок, разрешенных по фактам, создающим серьезную угрозу жизни и здоровью людей, безопасности государства и экономическим интересам на основании закона «О приостановлении проверок, проводимых в сфере предпринимательства».
Благодаря этим мерам можно ожидать увеличения числа субьектов бизнеса в стране.
За последние 10 лет число субъектов предпринимательства в Азербайджане выросло в четыре раза — до 700 тысяч. За последние 12 лет в Азербайджане было открыто порядка 1,3 миллиона постоянных рабочих мест, а с начала 2016 года — 30 тысяч. Это свидетельствует о том, что экономическая политика, проводимая в Азербайджане для развития предпринимательства, является устойчивой и реализуется на основе успешной модели.
Кроме того, отныне и в Азербайджане учрежден День предпринимателей. И каждый год он будет отмечаться 25 апреля.
Сегодня самая главная задача заключается в том, чтобы компенсировать трех-четырехкратные потери страны от снижения цен на нефть, что планируется сделать за счет доходов, полученных от реализации продукции экспортной направленности. Это может быть хлопок, который является самой выгодной продукцией, так как продается на мировых биржах, и никаких проблем с его реализацией нет. По предварительным данным, в этом году в Азербайджане будет выращено 100 тысяч тонн хлопка против 35 тысяч тонн в прошлом году.
Успешное продолжение стратегии развития, автором которой является общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев, принимаемые Президентом Ильхамом Алиевым дальновидные решения по диверсификации экономики и осуществляемые упреждающие меры нейтрализуют негативное влияние на азербайджанскую экономику геополитических рисков, сложных процессов в мировой экономике, и Азербайджан демонстрирует высокую сопротивляемость к этим негативным тенденциям.
Это нашло свое отражение в речи Президента Азербайджана Ильхама Алиева 29 апреля на открытии нового здания Агсуинской районной центральной больницы. «В условиях падения цен на нефть Азербайджан демонстрирует, возможно, лучшие результаты, чем все остальные страны, богатые нефтью, так как проводится продуманная политика. Идет процесс диверсификации экономики и развивается ненефтяной сектор», — сказал глава государства.
Таким образом, Азербайджан нацелен на изменение экономической карты, что собирается сделать посредством улучшения бизнес-среды, повышения экспортного потенциала, привлечения в страну иностранных инвестиций, наращивания местного производства.
Будущее — за малым бизнесом
Опыт и пример мировой экономической системы свидетельствуют о том, что малый бизнес — это тот локомотив, который способствовал выходу многих стран мира из глубочайшего экономического кризиса. Именно малый бизнес способствует обеспечению динамики экономической сферы и позволяет существенно снизить социальную и политическую напряженность в обществе на этапе транзитивной трансформации. В индустриально развитых странах более 50 процентов валового внутреннего продукта создают предприятия малого и среднего бизнеса, а о значимости их социальной функции свидетельствует тот факт, что именно они обеспечивают до 60-70 процентов рабочих мест.
Развитие малого предпринимательства — это наименее затратный для республики путь создания новых рабочих мест, дополнительный источник насыщения рынка товарами и услугами, стабильная база налоговых поступлений, самонастраивающийся механизм перераспределения эффективных технологий, оборудования, трудовых ресурсов.
Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма важную роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, ускорение научно-технического прогресса, насыщение рынка товарами необходимого качества, создание дополнительных рабочих мест, то есть эти виды предпринимательства решают многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
Такие мировые державы, как Европа и США, пережившие страшную депрессию, тяжелейшую инфляцию и глобальную безработицу, в итоге поняли, что кризис способны преодолеть только небольшие компании. Именно они сохраняют свое место в экономике. Более того, даже в условиях всеобщей стагнации и застоя малые предприятия способны развиваться и расти.
Правда, кризис 1998 года способствовал закрытию тысячи малых предприятий. В целом, хоть и с потерями, но малый бизнес пережил «черный понедельник». В России посткризисный период дал возможность развиваться малой промышленности.
Таким образом, развитие предпринимательства в Азербайджане стало национальным приоритетом. Поэтому дальнейшее его развитие будет обеспечено благодаря финансовой (льготное кредитование, субсидии, налоговые и таможенные льготы), материально-технической (создание промпарков, технопарков, промкварталов), имущественной поддержке (государственные расходы на строительство и содержание объектов инфраструктуры), поддержке экспорта (экспортные кредиты, налоговые льготы, инструменты по поддержке экспорта инвестиций, создание логистических центров), поддержке в продвижении товаров и услуг на рынки других стран, консультативной и информационной поддержке (посредством создаваемых бизнес-инкубаторов).
Как показывает лучший мировой опыт, современное развитие информационных технологий позволяет сделать информационную поддержку одной из основных, так как она обеспечивает круглосуточный и ежедневный доступ предпринимателей к интересующей информации. Так, например, в Южной Корее действует сайт, создан call-центр, в котором работают 6 тысяч менеджеров, ежедневно предоставляющих предпринимателям информационные и консалтинговые услуги.
К положительным мерам поддержки бизнеса в Азербайджане можно отнести изменения в таможенной политике, направленные на снижение доли импорта на потребительском рынке, планируемое субсидирование производства и экспорта промышленной продукции, анонсированное совершенствование нормативной базы в финансовой сфере, в частности внедрение новой модели кредитования.
Поскольку одним из приоритетов развития Азербайджана является переход к инновационной модели экономики, именно малые и средние предприятия могут взять на себя роль основного локомотива инновационного бизнеса. В то же время развитие инновационного предпринимательства требует наличия активных, высокообразованных кадров, что в свою очередь потребует организации специализированных тренингов.
Как свидетельствует опыт некоторых стран, в рамках финансовой поддержки можно было бы рассмотреть возможность создания гарантийного фонда при Нацфонде поддержки предпринимательства для помощи бизнесменам, работающим в сфере производства и услуг, а также осуществляющим деятельность в сельской местности.
Все проблемы предпринимательства, так или иначе, взаимосвязаны, поэтому их решение требует комплексного подхода, сводящего все механизмы в единую программу, подкрепленную законодательными новациями и действенной административно-политической поддержкой на самом высоком уровне. Иными словами, дальнейшее развитие малого предпринимательства, повышение его социальной значимости и веса в экономике страны невозможно без государственной политики.
Илаха Мамедли, заместитель главного редактора по экономике
Статья подготовлена для участия в конкурсе, который посвящен 93-летию со дня рождения Общенационального лидера Гейдара Алиева, на тему «Гейдар Алиев и развитие предпринимательства». Конкурс проводится министерством экономики Азербайджана.
Источник: http://news.day.az/economy/776143.html