(16 июня 2016) Азербайджанцы Дагестана и азербайджанская диаспора в других регионах России в перспективе могут стать надежным связующим звеном между Азербайджаном и Россией.
Александр Скаков, научный сотрудник Института востоковедения РАН дал интервью для Sputnik Азербайджан.
Уверен, что бесценным богатством и конкурентным преимуществом современной России является ее многонациональность, поликультурность, поликонфессиональность. В отличие от многих других стран России удалось сохранить это многообразие, избежав превращения как в «плавильный котел», в котором исчезают самобытные культуры, так и в «тюрьму народов».
Уверен и в том, что дурную службу России оказали распространенные в 1990-х – начале 2000-х гг. не имеющие ничего общего с реальностью термины «лицо кавказской национальности», «кавказец» и так далее.
Кавказ многолик и столь же многообразен и многонационален, сколь и Россия. Это целый мир, сложный и противоречивый, с богатой историей и культурой, с различными языками и религиями, с давней традицией диалога цивилизаций. Его нельзя отнести ни к Востоку, ни к Западу, это мост между континентами, коридор для коммуникаций и обмена.
«Восточное лицо» Кавказа представлено Азербайджаном и азербайджанцами, хотя и сама эта страна также многолика и полиэтнична. Заметными общинами в Северном Азербайджане представлены говорящие на нахско-дагестанских языках лезгины, аварцы, рутульцы, цахуры, а в Южном Азербайджане – ираноязычные талыши. Поэтому, конечно, не всякого приехавшего в Россию гражданина АР можно смело назвать «этническим азербайджанцем».
Азербайджанцы как коренной народ России
Азербайджанское национальное меньшинство в Российской Федерации насчитывает многовековую историю и занимает значимое место в полиэтничной российской культуре и истории. И если для живущих здесь, пусть и столетиями, грузин и армян, российская земля не может считаться исторической родиной, то азербайджанцы, как бы это кому-то не показалось странным, с полным правом могут называть себя коренным народом Российской Федерации.
Дело в том, и об этом часто забывают, что азербайджанцы Дагестана вполне официально отнесены к титульным, или коренным народам этой российской республики. Есть утвержденный постановлением Госсовета РД «О коренных малочисленных народах Республики Дагестан» (от 18 октября 2000 г.) список из 14 этносов, в который, кроме вполне себе многочисленных аварцев (по переписи 2010 г. их в республике проживает 850 тыс. человек), даргинцев (490,4 тыс.), кумыков (431,7 тыс.), лезгин (385,2 тыс.) и русских (104 тыс.), входят и азербайджанцы.
Список этот, не охватывающий, конечно, все этническое многообразие Дагестана, сложился еще в советское время. И странно, конечно, что такие народы, как русские и азербайджанцы, были названы в этом постановлении «малочисленными».
В городах Дагестана в течение досоветского периода и по переписи 1926 г. фиксировались, как правило, «мусульмане», или же «татары», «тюрки», «азербайджанские татары», «закавказские татары».
До революции 1917 г. в Дербенте «мусульмане» (горцы там практически отсутствовали) составляли две трети населения. В двух других дагестанских городах, Темир-Хан-Шуре (ныне Буйнакск) и Порт-Петровске (ныне Махачкала), азербайджанцы являлись второй по численности этнической группой – после русских.
По переписи 1939 г. азербайджанцев в Дагестане насчитывалось 31 200 человек, переписи 1970 г. – 54 403 чел., переписи 2004 г. – 111 656 чел. В настоящее время на территории Дагестана (преимущественно южного, вокруг и южнее Дербента) насчитывается 130 919 азербайджанцев (2010 г).
Дербент считается основным историческим центром азербайджанцев в России. В 2010 г. в городе их проживало более 32% (38 523 чел.). В настоящее время здесь отмечается рост численности лезгин (40 188 чел. в 2010 г.), табасаранцев (18 839 чел.), даргинцев (6692 чел.). Этот процесс связан с миграцией в город сельского населения. Дербент становится более многоликим, но не встанет ли перед ним угроза потери своего исторического лица?
Как считать будем?
Столь любимые экспертами и журналистами оценочные данные по численности азербайджанцев в России и данные переписей населения РФ 2002 и 2010 гг. абсолютно противоречат друг другу. Несомненно, что эпоха развала СССР привела к резкому росту численности азербайджанской диаспоры в России, она увеличилась с 335 889 чел. в 1989 г. до 621 840 чел. в 2002-м.
При этом сохранила свою остроту проблема, характерная еще для советского периода: резкое (ранее почти двукратное) превышение численности мужского населения. В 1989 г. на 221 500 мужчин-азербайджанцев в РФ приходилось 114 389 азербайджанок. В 2002 г. соотношение составляло 386 776 мужчин и 235 064 женщин, в 2010 г. – 358 777 мужчин и 244 293 женщин. Связано это с тем, что еще в советский период были широко распространены смешанные браки, когда азербайджанцы женились на русских женщинах. Кроме того, значительное число мужчин – выходцев из Азербайджанской ССР работало в крупных городах и на нефтяных разработках Сибири, некоторые из них потом возвращались на родину предков, но многие оставались «на северах» навсегда.
Эксперты, однако, приводят совсем иные цифры численности этнических азербайджанцев в России. По наиболее завышенным данным, в РФ проживает 3 млн. 620 тыс. азербайджанцев, из них в Москве – 1 млн. 890 тыс. человек. Существуют и откровенные мифы, предполагающие, что к 2016 г. число азербайджанцев в России может возрасти до 10 млн. чел.
По более скромным подсчетам, численность азербайджанцев в России ограничивается «до 3 млн.», или около 2-2,5 млн. Из этих 2 млн. вроде бы около 1,5 млн. (по другим оценкам, до 800 тыс.) осело в Москве.
С другой стороны, кроме информации переписей, мы имеем и данные Федеральной миграционной службы (ФМС) РФ, по которым на июль 2015 г. в стране находилось всего 552 593 гражданина Азербайджана. Близкие данные приводил и президент Азербайджана Ильхам Алиев в декабре 2006 года: он назвал порядка 450 тыс. граждан республики, проживающих во всех иных странах, включая Россию, и 500-600 тыс. азербайджанцев – российских граждан.
Возможно, впрочем, что эти данные являются несколько заниженными и истина, как обычно, лежит посередине.
За время, прошедшее с переписи 2002 г. до переписи 2010 г., численность азербайджанцев в РФ официально сократилась. В 2002 г. в РФ насчитывалось 621 840 азербайджанцев, в 2010 г. – 603 070 азербайджанцев. Возможно, такое изменение было связано с массовым отъездом азербайджанцев на родину. По данным ФМС, количество въездов из Азербайджана в Россию в 2014 г. уменьшилось на 27,6 %. Социально-экономическая ситуация на родине относительно нормализовалась, появились возможности одинаково комфортно жить как в России, так и в Азербайджане и, соответственно, делать осознанный выбор.
Диаспоры разные
Важно отметить, что азербайджанское национальное меньшинство проживает в большинстве регионов РФ. Не учитывая Дагестан и столичные города (Москва, Санкт-Петербург), крупные азербайджанские общины имеются на Кубани (Краснодарский край), в Волгоградской области, в Ростовской области, на Ставрополье, в Московской, Самарской, Саратовской, Свердловской и Тюменской областях, Красноярском крае.
В целом, по мнению специалистов, азербайджанские общины не отличаются высоким уровнем религиозности и вполне лояльны по отношению к власти.
Потенциальную угрозу, причем как для России, так и для Азербайджана, может представлять ситуация в некоторых регионах Западной Сибири. Именно там азербайджанцы, как и другие выходцы с Кавказа или из Центральной Азии, нередко становятся членами исламских джамаатов, стоящих на позициях радикальных течений в религии (салафизма). Негативным фактором является и признаваемая самими местными азербайджанцами закрытость азербайджанских общин, малое количество межнациональных браков у новых переселенцев-мигрантов (в отличие от, к примеру, азербайджанских лезгин или от поколениями живущих в Сибири азербайджанцев).
Еще один негативный фактор, облегчающий, возможно, властным структурам решение сиюминутных задач, но препятствующий стратегическому планированию – это раздробленность диаспоральных организаций. Зачастую занятые противостоянием друг с другом, региональные диаспоры не в состоянии объединить общину. Они охватывают, как правило, лишь 10-15 % местных азербайджанцев.
Бывает так (к примеру, в Пермской области), что одна из национальных организаций ориентирована в основном на хорошо укорененных в местном социуме азербайджанцев, образованных и обладающих достатком, хорошо владеющих русским языком. Другая же, напротив, более привлекательна для недавно прибывших иммигрантов, гастарбайтеров и мелких предпринимателей.
Азербайджанцы Дагестана и азербайджанская диаспора в других регионах России в перспективе могут стать надежным связующим звеном между нашими странами, устойчивым гарантом дружбы многонациональной и поликультурной России с многоликим и открытым внешнему миру Азербайджаном.
Бывает так (к примеру, в Пермской области), что одна из национальных организаций ориентирована в основном на хорошо укорененных в местном социуме азербайджанцев, образованных и обладающих достатком, хорошо владеющих русским языком. Другая же, напротив, более привлекательна для недавно прибывших иммигрантов, гастарбайтеров и мелких предпринимателей.
Азербайджанцы Дагестана и азербайджанская диаспора в других регионах России в перспективе могут стать надежным связующим звеном между нашими странами, устойчивым гарантом дружбы многонациональной и поликультурной России с многоликим и открытым внешнему миру Азербайджаном.