(31 января 2018) Карьера художника Сабира Чопуроглу началась в семь лет, когда его родители принесли домой небольшую наполненную нефтью бутылку из Нафталана, советского санатория, знаменитого своей лечебной нефтью.
Однако вместо медицинского потенциала Чопуроглу увидел в нефти потенциал творческий. Как рассказывает Eurasianet в материале Azerbaijan: Painting With Oil – No, Not that Oil, заинтересовавшись странным запахом Сабир вылил нефть на пол, а потом руками нарисовал лошадей и деревья на белых стенах дома. Родители были недовольны, но это стало началом уникального художественного направления. Сейчас Чопуроглу 62 года, и он продолжает писать нефтью.
Сабир поступил в художественную школу в Тбилиси, а затем в Баку. «Я знал, что Баку — нефтяной город, и это вдохновило», — сказал он. Теперь он смешивает нефть с акриловыми и масляными красками и говорит, что продал более 500 картин, в основном иностранцам.
Чопуроглу запатентовал уникальную смесь красок в Азербайджане. На его картинах часто встречаются буровые вышки, нефтяники и Каспийское море, а также другие азербайджанские культурные мотивы, такие как средневековая Девичья башня в Баку, караваны, идущие по Шелковому пути, ковры и традиционные музыкальные инструменты.
Чопуроглу не первый азербайджанский художник, которого вдохновила нефть. С XIX века, когда Баку стал первым в мире городом, в котором произошел нефтяной бум, азербайджанское искусство было тесно связано с нефтью. Поэты и писатели, такие как Мирза Алекпер Сабир, Абдулла Шаиг, Сулейман Сани Ахундов и Мир Джалал Пашаев посвящали свои работы и богатству, и социальной несправедливости, которые в своей время принесла Азербайджану нефть.
Самый первый фильм, показанный в Баку в 1898 году, назывался «Пожар на нефтяном фонтане в Биби-Эйбате». Первый азербайджанский полнометражный художественный фильм, снятый в 1915 году Борисом Светловым, одним из самых значимых ранних режиссеров Баку, назывался «В царстве нефти и миллионов» и финансировался нефтяными «баронами». В нем была показана история бедного человека, который стал богатым благодаря нефти, а затем трагически потерял все.
«Нефть была основным источником нашего богатства и главной причиной наших проблем, — писал критик Рахман Бадалов. — Поэтому вполне естественно, что азербайджанское кино началось с истории о нефти.» Эта тема часто появлялась в искусстве, созданном в период социалистического реализма. В 1933 году «Симфония нефти» задокументировала попытки остановить хлещущий нефтяной фонтан.
Известный азербайджанский композитор и ученик Дмитрия Шостаковича Кара Караев написал музыкальное сопровождение к документальному фильму 1958 года «Повесть о нефтяниках Каспия».
Многие выдающиеся советские азербайджанские художники отправлялись на Нефтяные Камни, первую в мире оффшорную нефтяную платформу, расположенную в Каспийском море, и рисовали повседневную жизнь нефтяников.
После обретения независимости Азербайджан пережил второй нефтяной бум. Но на этот раз он повлиял на искусство достаточно слабо, заявил критик и композитор Эльмир Мирзоев. «Не могу сказать, что в искусстве и кино Азербайджана произошли какие-то радикальные изменения, несмотря на то, за что за последние 15 лет страна прилично заработала, — сказал Мирзоев. — То, что некоторые молодые писатели привнесли какие-то нововведения, произошло не из-за нефтяного богатства, а вопреки ему».
Тем не менее нефть все же просочилась в современное искусство страны. Художник Тора Агабаева представила выставку «Нефть и мечты» в 2011 году в Лондоне. Она изобразила влияние нефти иронично, например, нарисовав обнаженную фигуру в каске на фоне нефтеперерабатывающего завода. В видеоролике концептуального художника Орхана Гусейнова «Распитие нефти» два человека в ярко-оранжевых комбинезонах пьют нефть, будто это чай. На картине «Всплеск» изображен поднятый кулак, хватающий нефть. «Нефть существует в нашем искусстве уже более 100 лет, это часть нашей культуры, — считает Гусейнов. — Удержать что-то жидкое невозможно. Нельзя по-настоящему владеть этим».