(2 августа 2020) Сегодня в Азербайджане — профессиональный праздник работников республиканского кинематографа — День национального кино. О празднике и о кино, которое стоит обязательно посмотреть, в нашей рубрике «Киновыходной».
История азербайджанского кинематографа началась с момента, когда первые «движущиеся картины» замелькали на экранах страны. Это было в 1898 году. Тогда, всего через три года после изобретения этого вида искусства братьями Люмьер, их «усовершенствованный кинематограф» появился и в Баку, когда зрителям показали французские фильмы. Первый публичный кинопоказ лент состоялся 2 августа. Организовал его фотограф А.М. Мишон. Он снял киносюжеты из жизни родного Баку.
В советское время правящая коммунистическая партия рассматривала кино, как важнейший элемент идеологического воспитании граждан страны. И в 1922 году руководством Азербайджанской ССР было принято решение о создании первой в Республике кинофабрики, которая стала предшественницей сегодняшней киностудии Азербайджанфильм. Еще через год было учреждено Азербайджанское фото-киноуправление (АФКУ). При нем в последующие годы открывались кинотеатры, была организована студия по подготовке национальных актёрских и режиссёрских кадров.
Сегодня национальное киноискусство и киноиндустрия в Азербайджане активно развиваются. Снимаются фильмы, как художественные, так и документальные. За годы существования азербайджанского кино было снято более 300 художественных картин, свыше 1200 документальных и сотни мультипликационных фильмов. День национального кино всегда отмечают торжественно. В Баку проходит «Фестиваль фестивалей». Среди почётных гостей — известные представители культуры и искусства, киноиндустрии страны, молодые кинематографисты, в числе гостей обязательно — Президент Ильхам Алиев.
На фестивале демонстрируются видеоматериалы различных киностудий, рассказывают об успехах текущего года, проходит церемония награждения.
Первая азербайджанская кинокомедия «Аршин мал алан», имевшая большой успех, была снята в 1916 году, на основе одноимённой оперетты композитора Узеира Гаджибейли. Её и предлагаем посмотреть сегодня.
Название «Аршин мал алан»
Режиссеры: Рза Аббас-кули оглы Тахмасиб, Николай Михайлович Лещенко
Композитор: Узеир Абдул-Гусейн оглы Гаджибеков
Сценарий: Узеир Абдул-Гусейн оглы Гаджибеков, Сабит Рахман
Производство: Бакинская киностудия
Мировая премьера: 1 октября 1945 г.
Количество зрителей в СССР: 16 270 000
Жанр: драма, комедия, мелодрама
Продолжительность: 1 час 29 минут
Язык: Русский, Азербайджанский
Аннотация
Баку начала ХХ века. Молодой купец решает жениться и, вопреки закону отцов, пытается увидеть свою будущую спутницу жизни до свадьбы. Как это сделать, если девушкам строжайше запрещено открывать свое лицо при постороннем мужчине? Так повелось, что жених до свадьбы не имел возможности лицезреть свою будущую суженную. Приходилось идти на всевозможные ухищрения. Главный герой фильма, завидный и состоятельный жених Аскер, примерил на себя роль уличного торговца тканями, чтобы получить доступ к домам молодых девушек, которые охотно общались с уличными торговцами, примеряя платья и не скрывая своих лиц. Аскеру оставалось лишь переходить от одного дома к другому и выбирать девушку себе по вкусу.
Сюжет
Действие разворачивается в конце XIX века, действие происходит в Шуше. Молодой, удачливый купец Аскер, прибывает в скверном настроении, он тоскует и хандрит. Тетя Аскера – Джахан, не понимает состояния племянника, и лишь его слуга вели, знает истинную причину поведения хозяина. Дело в том, что Аскер хочет жениться, но суровые мусульманские обычаи, запрещают жениху видеть суженую до свадьбы. Наперекор этому, жениться Аскер хочет только на той девушке, которую он увидит и полюбит.
Друг Аскера Сулейман, советует ему переодеться в простую одежду уличного торговца тканями – аршин-малчи. Ряженый Аскер, бродя по оживленным городским кварталам, зазывает покупателей громкими криками «аршин мал алан», пользуясь такой незамысловатой маскировкой, он заходит в разные дома, и под видом продажи своих товаров, смотрит на девушек, которые, естественно, не скрывают свои лица; находясь у себя дома. Аскер посетил множество домов, и видел немало девушек, но ему никто не приглянулся.
Неожиданно, он оказался в доме Султанбека. Его дочь Гюльчохра, и его племянница Асья мечтают выйти замуж по любви, а также вопреки религиозным стереотипам хотят видеть и знать своего избранника заранее. Аскер влюбляется в Гюльчохру с первого взгляда, и это чувство, оказывается взаимным. Пожилому Султанбеку, как, оказалось, нравится тётя Аскера Джахан, и он как старший мужчина в семье соглашается отдать её за Султанбека, при условии, что тот, отдаст ему в жены Гюльчохру. Султанбек свирепеет от такого предложения незнакомца, и прогоняет прочь аршин-малчи.
Сулейман, вновь проявляет находчивость, и на этот раз, вместе с Аскером отправляется в дом Султанбека. Там он сватает Гюльчохру за знатного купца Аскера. Там же он знакомится с племянницей Султанбека Асьей, и постепенно влюбляется в неё. Султанбек соглашается на свадьбу дочери с купцом, но та, полюбивши аршин-малчи, категорически противится браку. Действие четвертое Гюльчохру поневоле ведут в дом Аскера. Там она пытается с помощью шарфа, свести счеты с жизнью.
Тем временем слышится ария аршин-малчи. Гюльчохра вслушивается и узнает знакомый голос. В это мгновение в комнату входит Аскер, и она окончательно понимает, что он и есть её аршин-малчи. По достоинству оценив и восхитившись хитроумным планом друзей, Султанбек сватается к тете Джахан, а Сулейман просит у него руки Асьи. И вот счастливая концовка – сразу четыре свадьбы, три из них – основных героев, и четвертая Телли и Велли — слуг обеих семей, любовная история которых, просматривается второстепенно.
Актуальность
Автор поднимает, актуальный в своё время, глубокосоциальный для некоторых народов Кавказа, вопрос о соблюдении культуры и традиций, а также некоторых их острых, несправедливых аспектов. За что и был в своё время, подвергнут критике. Однако без критики не обходилось ни одно великое творение, и во многом, именно благодаря этому, мы можем сейчас наслаждаться произведениями искусства.
Факты
«Покупающие вещи аршинами» — так переводится с азербайджанского языка название фильма. «Аршин мал алан» — третья и последняя музыкальная комедия великого азербайджанского композитора, основоположника национальной композиторской школы Узеира Гаджибекова.
Работа над «Аршин мал алан» была начата в Баку, а завершена летом 1913 года в Санкт-Петербурге, где композитор тогда жил. Сюжет этой всемирно известной музыкальной комедии Узеир-бек взял из жизни отца Рашида Бейбутова, известного певца Меджид-бека. Сын одного из богатейших купцов Востока, он в поисках невесты устроился коробейником, то есть аршин малчы. Ходил по дворам и, предлагая товар, мог увидеть потенциальную невесту в лицо.
Когда бакинцы узнали, что снимается фильм, то доставали из «сундучков» семейные реликвии: утварь, одежду, достойную бекского интерьера и несли на съемочную площадку. Так что весь реквизит был настоящий: и золотой портсигар, и богатые наряды, украшения, мебель, посуда.
Отснятый фильм отправили в Москву — его должен был посмотреть Сталин, без разрешения которого тогда ни один фильм не появлялся в прокате. До этого его показали худсовету, который картину «зарубил», посчитав, что она чужда советской действительности, не отвечает чаяниям народа. Сидевший на обсуждении Сергей Эйзенштейн откровенно скучал от оценок «знатоков» кино и забавлял себя тем, что рисовал на них шаржи под общим заголовком «Секс во время чумы». Несогласный с мнением худсовета, он потребовал, чтобы об этом сообщили Сталину, сказав, что «фильм завоюет весь мир». Но дело замяли, пока накануне празднования годовщины Октябрьской революции о нем не вспомнил сам Сталин. Ленту привезли на ближнюю дачу Жданов и председатель госкино Большаков. «Хозяин» посмотрел «Аршин мал алан» кряду три раза, был очень весел и сказал: «Очень хороший, нужный народу фильм, и герои замечательные».
Картина обошла 136 стран. В СССР только за полтора месяца проката его посмотрели 16 миллионов зрителей. Бюджет русского и азербайджанского вариантов фильма составлял по тогдашним ценам 5 807 000 рублей. А через два года после выхода на экраны было заработано до 5 миллиардов рублей, но ведь были еще и огромные валютные поступления, которые не оглашались, составляя государственную тайну.
Еще, фильм очень понравился Мао Дзэдуну. Он хохотал, пересматривая ленту. А потом приказал снять в Китае свою версию, которая называлась «Любовь под одеялом»: китайцы «одеялом» назвали чадру.
Фильм дублирован на 86 языков. Смотреть последнюю и самую популярную оперетту Узеира Гаджибекова без улыбки, невозможно. Ведь режиссёрами Рза Тахмасибом и Николаем Лещенко была создана яркая реалистическая кинокомедия, в которой был сохранён национальный колорит и народный юмор.
Прекрасная игра актеров, которые заставят поверить в их судьбу. Фильм пропитан доброй атмосферой «Старого Города», где по узким улочкам, цокая, проезжали фаэтоны, женщины в чадре с прямой осанкой, несли на своих плечах алюминиевые бидоны с водой, и купцы, продающие разнообразные диковины, собирали возле себя толпы покупателей.
Это — необыкновенно светлый фильм, заряжающий оптимизмом и позитивом тех, кто его смотрит.
Информационный Центр ДДнТ