(14 августа 2020) В Государственном музее Востока в Москве началась персональная выставка израильского художника Рами Меира «История одного народа – для всего мира».
В ее рамках представлены живописные произведения и деревянные скульптуры, посвященные горским евреям Кавказа и Закавказья конца XIX — начала XX веков. «Вестник Кавказа» побеседовал с Рами Меиром о его корнях и их влиянии на творчество.
— Вы родом из Азербайджана – как это повлияло на Ваше творчество?
— Да, я родился в Баку и горжусь этим. Культура Азербайджана – многонациональная и очень дружелюбная. Недаром в Баку жило до 38 национальностей, причем мы дружили и порой не знали, кто по национальности наши друзья. Никогда не бывало каких-то сложных отношений на национальной почве. Я обожаю этот многонациональный город Баку и считаю его самым красивым городом. Кто был в Баку, поймет, о чем я говорю – там прекрасная, восхитительная архитектура. Баку научил нас жить, любить и уважать свои обычаи. Там никто не запрещал другим придерживаться своих обычаев, мы открыто все ходили, и никто, скажем, меня не упрекал за то, что я горский еврей.
Баку – счастливый город в моей жизни, и я рад, что именно там родился. Каждый ребенок, родившийся в Баку, с рождения разговаривал, как минимум, на трех языках. Все мы знали русский и азербайджанский, а также свой родной язык – еврейский, армянский, татарский, грузинский. Бакинцы не переставали удивлять меня богатством культуры и знаний.
— Как к вам пришла идея сделать серию картин о горских евреях?
— Это дань уважения моим истокам и предкам. Серия родилась в память о том, как жили наши предки, горские евреи, как они одевались. Здесь придуманного из головы ничего нет, строго соблюдалась цель – показать истинную картину. Я рад, что мне посчастливилось быть одним из первых, кто имел смелость взять на себя задачу описать тему горских евреев. Когда я начал работу, то не думал, что кто-либо заинтересуется этой темой, писал картины для души. Когда же ими стали интересоваться итальянцы и русские, меня это удивило. Я делал эту серию для себя, и рад, что появилась возможность показать ее другим.
Я благодарен Государственному музею Востока и всем членам этой большой семьи, которые десятки лет здесь работают. Я уважаю их труд.
— Как вам удалось найти раритетные открытки, который вы использовали при создании картин?
— Я очень много лет приходил на Вернисаж, где можно найти что угодно, и спрашивал обо всем, что касается горских евреев. Я обнаружил интересную деталь: самые дорогие открытки у коллекционеров – открытки о горских евреях, потому что это редкий материал, который очень сложно найти. Первая печать – это открытки 1857 года, я приобретал их за 15-20 тыс рублей, хотя другие открытки того же года могут стоит всего 150 рублей. Сегодня на рынке больше нет этих открыток, только если перепечатки, а оригиналы разошлись по коллекционерам – и я горжусь, что у меня есть серия оригиналов, которые я собирал на протяжении 25 лет.
— В чем национальные особенности горских евреев?
— Оригинальность и достоинство есть у всех народов. У горских евреев, по нашим святым книгам, есть такая фраза – «люби народ, в котором ты живешь и гостишь, и уважай его законы.» Так действовали горские евреи: где бы они ни оказались, везде они были очень миролюбивыми и впитывали культуру местного народа. Поэтому культуру Азербайджана знает любой горский еврей и любой шикарно разговаривает на азербайджанском языке. И это дает определенное богатство нашей культуре. Важнее всего в культуре горских евреев для меня мудрость, которую принесли из глубины веков – им есть, что сказать и чем поделиться, и это может быть многим интересно и поучительно.