(30 июня 2016) Центральной темой выставки стала повседневность: азербайджанские и иностранные художники, работающие с видео и фотографией, предлагают новый взгляд на обыденность.
Вошедшие в экспозицию работы являются частью постоянной коллекции Центра YARAT. Выставка призывает нас восхититься красотой простых и будничных явлений, которые, как правило, остаются незамеченными.
Созданная фотографом Сенаном Алескеровым серия Прозрачность простоты отображает эпизоды повседневной жизни на пластинах из плексигласа. Полу-прозрачный материал позволяет передать сюжеты с удивительным изяществом.
Созданная художницей Ольгой Чернышевой серия «Экран» отображает зыбкие и легко узнаваемые моменты российской действительности. Художница дополняет видео собственными размышлениями о жизни, ассоциациями и социальными наблюдениями.
Видео-работа Фарида Расулова Инерция запечатлела процесс разделки мяса после жертвоприношения на праздник Гурбан Байрам. Однако, художник проигрывает события в обратном порядке, и вместо того, чтобы распасться на части, куски мяса соединяются в один цельный кусок. Работа заставляет нас задуматься об особенностях восприятия происходящего и придает почти экзистенциальное значение происходящему. Выставка также делает акцент на разных способах отображения обыденности с целью раскрытия более значимых и актуальных явлений.
Фотосерия Илькина Гусейнова «Вспоминая цвет» переносит нас в Гянджу, родной город художника, запечатлев его будни. Автор пытается привлечь внимание к непростым жизненным условиям, в которых существуют жители города. Фотографии раскрашены вручную, и эти цветовые акценты выглядят, как проблеск надежды на лучшее будущее.
Фотограф Ситара Ибрагимова в своей работе Мальчик – хорошо, а Девочка – не очень попыталась привлечь внимание к проблеме селективных абортов в Азербайджане. Автор работы пытается распутать клубок из культурных традиций, гендерных стереотипов и давлеющих над нами общественных норм, заставляет нас вслушаться в голоса женщин, ставших жертвами этой ситуации.
В своем короткометражном фильме Aстар режиссерский дуэт Замир Сулейманов и Эмин Азизбейли пошагово фиксирует будни молодого человека, который проводит время в чайхане, развлекательных центрах, на пыльных дорогах и заброшенных пляжах. В основе фильма – попытка создать портрет молодого поколения Азербайджанцев, которому свойственны чувство оторванности от общества и эскапизм. Похожее ощущение загнанности в ловушку присутствует в работе Коки Рамишвили Чай, Кофе и Молоко, где безликие и безмолвные герои бесконечно льют жидкость на столы, образуя порочный круг.
Эти видео являются своего рода злой метафорой сегодняшних грузинских реалий и общества, где прогресс иллюзорен. В своей серии Открытая телефонная будка фотограф Нильбер Гюреш запечатлела трагикомические реалии своего родного города в восточной Анатолии, где полностью отсутствует инфраструктура, включая телефонную связь.
Эти снимки, выполненные в эстетике высокой моды, еще больше подчеркивают разрыв между современным миром и допотопными условиями жизни. Видео работы Замира Сулейманова Решимость раскрывает философию автора, которая зиждется на фрагментах жизни 4 известных личностей, принявших Ислам. Видео очень изящно обыгрывает тему разности перспектив, помещая религиозный акт, совершенный другими людьми, в сферу субъективного восприятия художника. Работа турчанки Невин Аладаг Пять камней отображает древнюю среднеазиатскую игру, которая автор научилась у своей мамы, хотя и выросла в Восточной Германии.
Серия фотографий, на первый взгляд лишь документирующих этапы игры, на самом деле рассматривающих тему традиций, памяти и того, каким образом культурное сознание передается посредством ритуалов, привычек и игр. Тема эта достигает высочайшего эмоционального и сентиментального накала, если мы оказываемся вырваны из привычного контекста.