(16 ноября 2018) С середины I тысячелетия д.н.э до середины I тысячелетия нашей эры на территории Ирана последовательно существовали несколько великих государств, оставивших значительный след в истории мирового искусства главным образом золотыми и серебряными монетами, резными печатями из полудрагоценных и поделочных камней, а также художественными традициями.
Между тем, еще раньше, с конца второго тысячелетия до нашей эры в Иране процветало искусство керамики. Некоторые его образцы можно увидеть даже в Москве, в постоянной экспозиции «Искусство Ирана» государственного музея Востока. Среди них характерные сосуды с длинными изогнутыми сливами, сосуды зооморфной формы в виде птиц, расписные сосуды с изображениями птиц и животных. К этому периоду относится небольшая глиняная фигурка, оттиснутая с помощью штампа, — один из самых ранних образов богини плодородия, с культом которой были тесно связаны верования древних иранцев.
Богиня плодородия. Сузы. II тыс. до н.э
Есть в экспозиции и более поздние керамические скульптурные фигурки: птица с женской головой, сосуд с головой петуха. Такие экспонаты, кстати, опровергают распространенное заблуждение о существовании в исламе запрета на изображения живых существ.
Сосуд в виде птицы с женской головой. Иран, Кашан. XIII в
В самом Иране, естественно, древнее искусство керамики представлено намного богаче. Так в Тебризе – центре провинции Восточный Азербайджан – есть музей керамики, где процесс производства можно увидеть своим глазами.
Он находится в старинном доме, сохранившемся со времен правления династии Каджаров, основанной предводителем тюркского племени каджаров Ага-Мухаммед-хан Каджаром и правившей Ираном с 1795 года. Этот дом стал центром обучения студентов и мастеров гончарного дела, и сейчас там проходят выставки изделий из белой керамики.
На «нулевом этаже» здания можно увидеть, как готовят глину для гончарных изделий, а также сам процесс изготовления посуды, а наверху – изделия из белой глины, считающейся наследием гончарного дела Азербайджана.