(01 апреля 2016) Сегодня день рождения выдающегося представителя азербайджанского мугама, известного музыкального деятеля Джаббара Гарягды оглу. Будучи виртуозным ханенде, он сыграл важную роль в развитии национальной музыкальной культуры, достойно продолжая богатые традиции имеющей древние исторические корни азербайджанской школы мугама.
Сегодня исполнилось ровно 155 лет со дня рождения великого азербайджанского певца-исполнителя мугамов Джаббара Гарягдыоглу, известного под псевдонимом Гарягды. Он получил широкую известность как ханенде и композитор, исполнявший как народные, так и собственного сочинения песни, был автором новых текстов – теснифов. Родился Гарягды 31 марта 1861 года в Карабахе, в городе Шуша, которая является колыбелью многих великих певцов и композиторов Азербайджана, в семье красильщика. Отца Джаббара Мешади Исмаила в народе звали Гарягды, что означает «пошёл снег», за его слишком молчаливый и замкнутый нрав. Окружающие, подтрунивая над его характером и замкнутым образом жизни, часто ему говорили: «Ай, Исмаил, что опять приключилось? Снег, что ли, идет, что ты такой насупленный?» А Джаббар ещё в ранней юности взял себе этот псевдоним.
Мешади Исмаил хотел научить своего сына ремеслу красильщика, однако судьба распорядилась иначе. Джаббар, мечтавший стать певцом, так и не научился ремеслу отца. В школе знатока классической восточной музыки Харрата Кули (1823-1883), где, наряду с религиозными песнопениями, которые сопровождали обрядовые действия в месяц «мухаррам», обучали и искусству мугамата, мальчик вместе с братьями получает первое музыкальное образование. В этой школе маленький Джаббар проникается любовью к азербайджанской поэзии и мугаму. Он часто ходил на свадьбы и вечера, слушал там таких прославленных мастеров своего времени, как Гаджи Гуси, Мешади Иси, Дели Исмаил и другие. После того, как свадебные торжества заканчивались и гости расходились по домам, Джаббар оставался там и подражал мастерам мугама.
В десять лет Гарягды поступает в городскую школу. Его учитель Мирзали – музыковед с разносторонними знаниями, услышав исполнение мальчика, решил обучить его пению. До 15 лет Джаббар посещает школу Мирзали и берет уроки музыки. Однажды в городском квартале «Гурдлар» играли свадьбу, куда были приглашены известные мастера мугама. С разрешения именитых мастеров Джаббар исполнил на этом торжестве мугам «Кюрд-Шахназ». Голос Джаббара понравился не только гостям, но и музыкантам, и с того вечера популярность Джаббара начала расти. Он становится почетным гостем городских свадеб. Отца, готовившего Джаббара к исполнению мярсии – религиозный песнопений, сильно беспокоила популярность Джаббара как певца на свадьбах. Он категорически образом противится пению сына на светских празднествах. В возвращении Джаббара к певческой деятельности большую роль сыграл его сосед, врач Смирнов. Когда он лечил юного Джаббара, который серьезно болел, мальчик обратился к нему с просьбой помочь вернутся к любимому занятию. Смирнову удалось убедить отца Джаббара, что единственный способ вылечить Джаббара якобы заключается в возобновлении его певческой деятельности. Таким образом, отец юного ханенде был вынужден согласиться с выбором сына, и мальчик продолжил выступать на свадьбах и празднествах. До 20 лет молодой певец был известен только в родной Шуше, но вскоре его популярность начала стремительно расти. Джаббара узнают далеко за пределами родного города, приглашают в Агдаш, Гянджу, Шемаху, Баку.
Рассказывают, что однажды ночью в Агдаше, в караван-сарае Гарабека, Садыхджан начал играть мугам «Карабах шикястяси», а Джаббар стал подпевать ему. Проснувшиеся горожане собрались у караван-сарая послушать исполнение шушинских музыкантов. Казаки градоначальника пытались разогнать толпу, однако люди разбрелись по домам только после того, как ханенде закончил пение. Слава молодого исполнителя мугамов дошла до Грузии, Средней Азии, Ирана и Турции. Джаббар Гарягдыоглу был первым ханенде, спевшим мугам на театральной и концертной сцене. Так, в любительской музыкальной сценке «Меджнун на могиле Лейли», поставленной в Шуше в 1897 году под руководством видного писателя-драматурга Абдулрагима Ахвердиева по поэме Низами Гянджеви «Лейли и Меджнун», роль Меджнуна исполнял Джаббар Гарягды. Представление произвело на зрителей огромное впечатление. Будущий композитор Узеир Гаджибейли, которому в то время было тринадцать лет, с большим волнением смотрел на игру Джаббара Гарягды.
Начиная с последней трети XIX века, когда экономическая жизнь в Баку стала стремительно развиваться, сюда со всех концов страны стали приезжать деятели культуры и литературы. В сорок лет Гарягды переселяется в Баку и начинается новый, бакинский период жизни певца. Вскоре он создает свое музыкальное трио, в которое вошли тарист Мирза Фарадж Рза и кеманчист Мешади Гулу. Трио выступало в период с 1900 по 1905 года. Если в какой-то день Джаббара Гарягды приглашали сразу на 3-4 свадьбы, он рекомендовал хозяину меджлиса своих друзей – Ислама Абдуллаева, Кечачи оглу Мухаммеда и Шекили Алескера. Но, несмотря на загруженный график, все же успевал иногда найти время выступать на всех торжествах, куда его приглашали. В 1905 году он организовал трио, в которое входили тарист Курбан Пиримов и кеманчист Саша Оганезашвили, и которое просуществовало свыше 20 лет. В 1907-1910 годах Узеир Гаджибеков, Мирза Алекпер Сабир, Гаджиага Аббасов и Джаббар Гарягды в поселке Балаханы около Баку совместными усилиями создают театральный кружок при рабочем клубе. Члены кружка Мирза Мухтар, Джахангир Зейналов, Гусейн Араблинский и другие часто ставили спектакли, а в антрактах Гарягды пел в сопровождении Пиримова и Оганезашвили. В 1906-1912 годах Джаббар Гарьягдыоглу совершает поездки в Киев, Москву, Варшаву, где записывает мугамы и теснифы. Акционерными обществами «Спорт-рекорд», «Экстрафон» и «Граммофон» голос знаменитого ханенде был записан на граммофонные пластинки.
Джаббар Гарягды прекрасно пел мугамы на фарси с четкой дикцией. Так, на одной из роскошных бакинских свадеб, на которой присутствовали иранские купцы, Джаббар спел мугамный десгях «Махур-Хинди». Гости из Ирана были изумлены совершенным владением певца персидским языком. В 1916 году на средства нефтяной компании братьев Пирон по роману Ибрагимбека Мусабекова «В царстве нефти и миллионов» был снят одноименный фильм. Директор картины для исполнения песен в фильме пригласил Гарягды. Великий русский поэт Сергей Есенин, во время своего путешествия в Баку, услышал пение Гарьягды и назвал певца «пророком музыки Востока. Начиная с 20-х годов Гарягды принимал активное участие в общественной жизни республики. Певец стоял у истоков создания национальной консерватории. Он занимался преподавательской деятельностью, был консультантом научно-исследовательского кабинета азербайджанской музыки. Ханенде был сторонником переложения мугамов на ноты и в этой работе помогал композитору Фикрету Амирову. Гарягды долгое время был солистом Азербайджанской филармонии. Он оказал большую помощь Рейнгольду Глиэру в изучении азербайджанской народной музыки. В 1934 году при содействии Джаббара Гарягды научно-исследовательский кабинет азербайджанской музыки, возглавляемый Бюльбюлем, записал около 300 народных песен и теснифов. В том же году, 30 мая, в Тбилиси проходила Олимпиада искусства народов Закавказья. В ней приняли участие 1900 человек, представляющих 17 национальностей, и 74-летний Джаббар Гарягдыоглу был удостоен первой премии. Неповторимый певец дожил до глубокой старости и пел до последних дней своей жизни. Великий ханенде, народный артист Азербайджана и СССР Джаббар Гарягдыоглу скончался 20 апреля 1944 года в возрасте 83 лет.
Источник: http://ru.sputnik.az