(15 февраля 2016) В «Азер-Илме», возглавляемой заслуженным деятелем искусств, доктором философии по истории, профессором Видади Мурадовым, работают профессионалы, в числе которых художники по ковру, мастерицы-ковроткачи, реставраторы и красильщики, а также профессиональные преподаватели-ткачи.
Итак, начинаем нашу экскурсию.
ТКАЦКАЯ МАСТЕРСКАЯ
Распахиваются двери, и мы в святая святых — ткацкой мастерской.
Здесь очень шумно из-за стука станков. Здесь работают более 50 опытных ткачих.
Согласно древним традициям, при изготовлении ковров используются специальный нож с крючком, колотушка-хеве и ножницы. Ковроткачи на основе ковровых рисунков с большой точностью переносят на ковры различных размеров простые и сложные композиции.
За процессом очень интересно наблюдать. Нам его любезно разъяснили и по возможности продемонстрировали.
Сначала на станок натягивают нити. На маленьком станке эту работу проделывают 3-4 человека, на большом — 10-15 человек. Натяжка идет в течение 1 дня. Затем собирается угол, который обеспечивает равномерный ход узелков. После этого на основе ариша начинают ткать цветными нитками снизу кверху, затем, дойдя до угла, срезаются нитки и продолжают ткать новыми. Для более удобного сбора узелков используется линейка.
А вот готовые ковры, которые ожидают снятия со станка:
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
Оформление — это один из основных факторов, обуславливающих успех каждого сотканного ковра. В этом смысле на плечи художников по ковру ложится большая ответственность — проникнув в тайны народного коврового ремесла, создать свои рисунки, оживлять на миллиметровой бумаге каждый узелок, решать вопросы колорита, уточнять диапазон оттенков.
Поэтому мы направились к художнику по эскизам Неве Агалиевой которая дала нам интересную информацию и показала некоторые из своих эскизов.
— Особенность азербайджанского ковра в том, что здесь не создаются новые узоры, все основывается на древних узорах, многие из которых в той или иной степени уже деформировались по форме, изображению и т.д., — рассказала Нева ханум. — Узоры, нарисованные мной, отражают все 9 групп азербайджанских ковров. Ввиду того, что я тружусь вместе с производителями, то учусь на практике. Для работы используется специальная бумага — миллиметровка, в то время как в древности ткали без нее, прямо с натуры. Если спрос на какой-либо эскиз преобладает, мы стараемся отдать ему предпочтение. На основе одного эскиза может быть соткано множество ковров. Кроме этого, нашим коврам присущи пестрые цвета, за что европейцы их так ценят и любят. Ковры содержат в себе символы, отражающие тюркскую историю, чему наши художники уделяют отдельное внимание.
МОЙКА, СУШКА И ГЛАЖКА КОВРОВ
В «Азер-Илме» после того как ковер соткан и снят со станка, его очищают от пыли и ворсовых обрывков в специальных камерах из фисташкового дерева, где он вытряхается посредством барабана, его несколько раз моют в специальных бассейнах, используя мыло и естественные очищающие средства, затем сушат в специальных устройствах, укрепляют нити и, наконец, очищают поверхность.
Подробностями этого непростого ремесла с нами поделились мастера Самир и Руслан.
По их словам, одним из секретов эстетической привлекательности ковра, гладкого и блестящего ворса является его глажка современным способом, при этом учитывается, ворсовый это ковер или безворсовый, соткан из шерсти или из шелка, так как технические показатели влияют на температуру при глажке.
Некоторые секреты раскрыла нам и красильщица Пяри ханум, которая занимается этим ремеслом с 1993 года.
— Сначала я замачиваю нити, затем кладу их в кастрюлю, где они кипят, при этом шерстяные нити красятся за 3 часа при 100 градусов, а шелковые за 2 часа при 80 градусов, затем они повторно моются, выжимаются и сушатся.
Перед началом же ткания нити собираются в клубок при помощи такого приспособления, как кялябчя:
РАСТЯЖКА КОВРА
В силу того, что здесь ковры ткутся вручную из нежных, эластичных шелковых и шерстяных нитей, в них иногда наблюдаются диспропорции, неровности по длине или ширине. И чтобы это устранить, ковры натягиваются сверху и снизу, а иногда и по бокам на деревянную основу, затем посредством вспомогательных досок ковер приподнимается, и на образовавшейся высоте с изнаночной стороны проглаживается. Затем ковер вновь в натянутом состоянии кладется на пол, где лежит дня два. После этого все неровности на поверхности устраняются. Об этом нам рассказал сотрудник «Азер-Илме»Джаббар муаллим.
РЕСТАВРАЦИОННАЯ МАСТЕРСКАЯ
А здесь реставрируются ковры с погрешностями, которые были допущены во время тканья, или же появились в результате каких-то физических, биологических воздействий, а также недоконченные ковры. При этом, уточняется возраст, технические показатели, технология окрашивания пряжи ковров, подлежащих реставрации. Выбираются цветные нити, соответствующие ковру, и начинается работа по реставрации и восстановлению ковра согласно рисунку.
СЛОВО КОВРОТКАЧИХАМ
Сурая ханум:
— Вот уже 20 лет я занимаюсь этим делом, стала учиться этому с 11 лет. Я с большим удовольствием выполняю свою работу, на данный момент я тку бакинский ковер, который в народе называется «Саджаягы», планирую завершить его в течение месяца. Время завершения работы зависит от узоров, размера ковра, плотности. Некоторые ковры изготавливаются за 2-3 месяца, другие — за 5-6 месяцев. Сначала мы нанизываем нити на станок, если ширина ковра будет 4,5 метра, тогда мы поднимаем ковер по уровню станка. Узоры ткем по схеме, нарисованной нашим художником. Все ковры для меня интересны, но наибольший интерес все же представляют круглые ковры.
Сона ханум:
— С 6 лет я увлекаюсь коврами, училась этому мастерству, и вот мне уже 50-т, а я до сих пор занята этим делом. Вначале в составе 10-15 человек мы натягиваем нити на станок, затем завязываем концы ниток. Ограничений по времени в работе не бывает. На данный момент я тку ковер «Дракон» размером 2 на 3 метра, в своей работе я использую в основном шерстяные нити.
ГОВОРИТ ВИДАДИ МУРАДОВ
— В настоящее время в «Азер-Илме» работают около 150 профессиональных ковроткачей из Баку, Губы, Ширвана, Газаха, Западного Азербайджана, Карабаха, Гяджабасара, Борчалы и других традиционных ковроткаческих центров. У них большой опыт работы.
По своему масштабу и по принципам «Азер-Илмe» — центр, не имеющий аналогов не только в нашей республике, но и на всем Южном Кавказе. На самом деле есть большая необходимость в создании таких центров в каждом уголке нашей республики. Знаете ли, мы же ведь не европейцы или американцы, чтобы довольствоваться лишь обозрением ковра или получением удовольствия от его красоты. Мы исторически были, можно сказать, основоположниками этого мастерства и имеем большой потенциал для развития ковроткачества. Следовательно, право на продолжение развития этой отрасли принадлежит нам.
По словам Видади муаллима, в ковроткачестве сегодня имеются определенные сложности, которые нужно разрешать. Например, многие мастера в регионах остаются не у дел из-за отсутствия оборудования. Есть нужда в возобновлении деятельности прядильного производства для выпуска пряжи, создании красильной фабрики, налаживании процесса продажи азербайджанских ковров на внутренних и зарубежных рынках.
Любой качественный ковер найдет своего покупателя на рынке, считает Видади Мурадов, потому что качество — гарантия успеха.
На этом наша небольшая прогулка в мир рождения ковра завершается. Надеемся, она была интересной и полезной для вас. И теперь, рассматривая или покупая ковер в магазине, вы будете знать, сколько труда было вложено в него.
Ковер — это бесценное достояние нашей культуры, которое сегодняшним мастерам предстоит передать следующему поколению.
Тамилла Мамедова
Источник: http://news.day.az