(29 августа 2015) Эти строки из ролика на YouTube быстро стали популярны и прочно вошли в современный лексикон. Однако мало кто знает, что за этим скрывается многовековая певческая традиция азербайджанского народа.
Видео было снято 5 ноября 2011 года во время свадьбы в деревне Тангеруд района Астара Азербайджана, впервые выложено на портал YouTube 25 января 2012 года представителем редакции газеты «Толыши Сядо» и с тех пор набрало на данный момент, более 28 млн просмотров. Ролик демонстрирует состязание двух групп мейханистов, которые обыгрывали фразу «Ты кто такой? Давай, до свидания!». С одной стороны это были местные мейханисты Интигам и Эхтирам Рустамовы, Ризван Шыхизаде и Хусейн Астаринский, а с другой — бакинские мейханисты Рашад Даглы, Эльшан Хазар и Парвиз Бюльбюля. Авторство ставшей популярной фразы принадлежит Интигаму Рустамову. Куплеты исполнялись на русском, азербайджанском италышском языках. По словам братьев Рустамовых, эта мейхана была создана после того, как на свадьбе попросили исполнить что-нибудь на русском для московских родственников жениха.
В ходе исполнения в речитативах постоянно звучит фраза «Ты кто такой? Давай, до свидания!». Эта фраза из видеоролика талышского журналиста Гилала Мамедова стала популярным интернет-мемом. Пародию на песню исполнил рэпер Тимати, зачитав с коллегами по цеху дисс на Филиппа Киркорова (более 18 млн просмотров менее чем за 10 месяцев). 29 июня 2012 года исполнители мейханы братья Интигам и Эхтирам Рустамовы стали гостями передачи «Вечерний Ургант», где ими была исполнена эта мейхана.
Но что же такое мейхана?
Название этого жанра восходит к традиционному названию трактиров и таверн — «мейхана» («meyhane»), которое происходит от персидских слов «mey» (вино) и «hane» (дом). В подобных тавернах мейхана известные поэты, музыканты и дервишы читали здесь свои произведения, часто нараспев, отбивая ритм на дефе, столе, или прищелкивая пальцами. Впоследствии от места зарождения этот жанр и получил своё название.
Со времен средневековья существовали трактиры-таверны, где можно было выпить стакан вина, выкурить кальян, послушать музыку или ашугов и поиграть в распространённые тогда игры. Среди завсегдатаев тех заведений бывали известные поэты, музыканты, дервиши того времени. Они читали здесь свои произведения, часто нараспев, отбивая ритм.
Отличительной особенностью бакинских мейхана были стихотворные состязания посетителей таверны. Куплеты исполнялись под ритмический аккомпанемент дэфа. Тему задавал один из участников, после чего начиналось импровизационное шуточно-сатирическое состязание, чем-то напоминающее русские частушки.
Мейхана регулярно запрещались духовенством. Они закрывались и вновь открывались в зависимости от политической обстановки в стране. Стихотворные состязания, однако, получили такую популярность, что стали исполняться под названием мейхана и вне таверн — по праздникам и на свадьбах. Появились признанные народом мейханисты-профессионалы, которых приглашали за определенную плату на свадьбы.
В годы СССР известным поэтом, сочинителем злободневных текстов «мейхана» был Алиага Вахид. Помимо него ряд актёров также писали лирические куплеты. Следует отметить, что в первый период деятельности «САТа» («Сатир-Агиттеатр») наиболее популярной формой выступления были злободневные стихи «мейхана». Они быстро запоминались, а также сопровождались ритмическим аккомпанементом, характерным для азербайджанской танцевальной музыки.
Соревнования мейханы продолжаются в Азербайджане и сегодня в более оптимистичной и беззаботной форме, чей подтрунивающий текст и быстрая игра под аккомпанемент синтезатора создают удивительную атмосферу общей радости.
Сцена с мейханой есть в фильме «Я помню тебя, учитель» («Бизим Джабиш муаллим»), снятого в 1969 году на киностудии Азербайджанфильм. По словам современного исполнителя мейханы Агамирзы, мейхана из этого фильма стала уже классикой.
Азербайджанский поэт и писатель Сабир Рустамханлы в своём произведении «Книга жизни» упомянул мейхану:
Сонародники наши, рассыпанные по горам Кавказа, исповедуют свои сердечные чувства трёхструнным сазом и тамбуром. Ленкоранский край ведёт по-своему хоровод «халай», Нахичевань поет «Ахишта», в Баку и окрест него отдают предпочтение тару и мугамам, складывают мейхана — особый жанр городского фольклора. На долю Карабаха также выпал мугам… В сущности, эта градация — не предпочтение, скорее — намек на то, кто в чем искушён и преуспел больше…
Материал подготовил Рустам Ханнанов
Информационный центр ДДнТ