(27 июня 2018) Выставка «Быть с веком наравне», приуроченная к 100-летию со дня рождения народного артиста СССР, азербайджанского композитора, педагога Гара Гараева откроется в среду в Российском национальном музее музыки (РНММ) в Москве.
Знакомство с жизнью композитора на выставке начнется с демонстрации видеозаписи рассказа матери Гараева.
«Гости узнают о его родине, семье, музыке, на которой он вырос, национальной культуре, которая в дальнейшем оказала влияние на творчество композитора», — отметили в Музее музыки.
Второй раздел расскажет об учебе Гараева в Московской консерватории в классе Дмитрия Шостаковича и началу педагогической деятельности. Завершит экспозицию рассказ о наиболее значимых произведениях композитора — балетах «Тропою грома» и «Семь красавиц», музыке к кинофильмам «Дон Кихот» Григория Козинцева, «Гойя, или Тяжкий путь познания» Конрада Вольфа, «Низами» Эльдара Гулиева с Муслимом Магомаевым в главной роли.
Центральным экспонатом станет портрет Гара Гараева, созданный его другом, народным художником СССР Таиром Салаховым.
«Мастер запечатлел композитора в атмосфере сосредоточенного раздумья, неизменно рядом с роялем. Работа выполнена в сдержанной минималистичной цветовой гамме, ставшей вдохновением для создания художественного решения выставки», — рассказали в пресс-службе.
Посетить выставку можно до 26 августа.
Гара Абульфас оглы Гараев — заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1955), Народный артист Азербайджанской ССР (1958), Народный артист СССР (1959), обладатель двух Сталинских премий второй степени (1946, 1948) — за оперу «Вэтэн» («Родина») и за симфоническую поэму «Лейли и Меджнун», обладатель Ленинской премии (1967) — за музыку балета «Тропою грома», Герой Социалистического Труда (1978), кавалер двух орденов Ленина (1967, 1978), Ордена Октябрьской Революции (1971), Ордена Трудового Красного Знамени (1961), обладатель Государственной премии Азербайджанской ССР (1965).
Родился 5 февраля 1918 года в Баку в семье известного врача-педиатра Абульфаза Гараева и Соны Искендер гызы.
Обучался игре на фортепиано в Бакинском музыкальном техникуме у Г. Шароева (1930-1935), затем — в Бакинской консерватории (ныне — Бакинская музыкальная академия имени Узеира Гаджибейли) по классам композиции у Л. М. Рудольфа и основам народной музыки — у Узеира Гаджибейли. К этому времени относятся первый композиторский опыт Гараева, и тут заметно сильное влияние азербайджанского народного творчества. В 1937 году принял участие в фольклорной экспедиции, где изучал и записывал песни ашугов и мугамы. Через год поступил в Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, где совершенствовал мастерство у А. Н. Александрова (композиция) и С. Н. Василенко (инструментовка), а затем — у Д. Д. Шостаковича (1942-1946). Дипломной работой Гараева стала Вторая симфония, в которой ярко проявился индивидуальный талант композитора.
Композиторскую деятельность Гара Гараев совмещал с активным участием в музыкальной жизни Азербайджана: он был художественным руководителем симфонического оркестра Азербайджанской государственной филармонии (ныне Азербайджанская государственная академическая филармония имени Муслима Магомаева), председателем азербайджанского отделения Союза композиторов СССР. На протяжении многих лет преподавал в Бакинской консерватории (в 1949-1952 годах ректор, с 1959 года — профессор). Среди учеников Гара Гараева — Рауф Гаджиев, Ариф Меликов, Хаям Мирзазаде, Васиф Адигёзалов, Тофиг Бакиханов, Фирангиз Ализаде.
Творческое наследие Гараева охватывает практически все жанры музыкального искусства. Стиль композитора отличается эмоциональностью и сочетанием драматичности и тонкого лиризма. Ряд сочинений конца 1940 годов — начала 1950 годов испытывает влияние выдающегося азербайджанского поэта Низами — симфоническая поэма «Лейли и Меджнун», симфоническая сюита «Семь красавиц», наконец, балет на одноимённую тему, ставший вершиной творчества композитора.
Экспрессивный, романтически-эмоциональный, красочный стиль Гараева тесно связан с принципами народной музыки. Её влияние заметно даже в поздний период творчества композитора, когда он обратился к более рациональной технике сочинения и экспериментировал с додекафонией (Третья симфония, Скрипичный концерт).
Его произведения входят в сокровищницу музыкального искусства. Среди них — оперы «Родина» (Vətən, 1945, совместно с Д. Гаджиевым), «Нежность» (монодрама по Анри Барбюсу для женского голоса и камерного оркестра, 1972), балеты «Семь красавиц» (Yeddi gözəl, 1952), «Тропою грома» (İldırımlı yollarla, 1958), «Лейли и Меджнун» (Leyli və Məcnun, 1958), Три симфонии (1943, 1946, 1965), симфоническая поэма «Лейли и Меджнун» (1947), симфоническая сюита «Семь красавиц» (1949), симфонические эстампы «Дон Кихот» (1960) и другие оркестровые, вокально-симфонические, камерные и вокальные сочинения.
Композитор являлся автором музыки к художественным и документальным фильмам «На дальних берегах» (1959 год), «Сказание о любви» (1961), «Дон Кихот» (1957), «Вьетнам» (1955), «Гойя, или Тяжкий путь познания» (1971 производство СССР — ГДР — Болгария — Югославия) и многих других.
Гара Гараев умер 13 мая 1982 года в расцвете своего творческого таланта. Похоронен на Аллее почётного захоронения в Баку.
Именем Гара Гараева названы: станция метро в Баку, улица в Имишли и проспект в Баку, Детская музыкальная школа № 75 в Москве, Детская музыкальная школа № 8 в Баку.